Моє фото
Юрій Петрович Ґудзь (1.VII.1956 – 20.II.2002) – поет, прозаїк, драматург, есеїст, публіцист, художник, філософ. Народився в с. Немильня Новоград-Волинського району на Житомирщині, помер у повних сорок п’ять років за трагічних і нез’ясованих обставин у Житомирі. Літературні псевдоніми Юрій Тетянич, Хома Брут, Хома (Іван) Брус. Член НСПУ (Житомир, 1991) та АУП (Київ). Багато подорожував, вів аскетичний спосіб життя, сповідував філософію летризму, макото, ісихазму. Засновник «Української Реконкісти». Автор поетичних книжок «Postscriptum до мовчання» (Торонто: Бескид, 1990), «Маленький концерт для самотнього хронопа» (Київ: Молодь, 1991), «Боротьба з хворим янголом» (Київ: Голос громадянина, 1997), романів «Не-Ми» та «Ісихія» (Кур’єр Кривбасу, 1998. – N6, 7, 2000. – N8,12; 2001. – N6.), книг прози «Замовляння невидимих крил» (Тернопіль: Джура, 2001), «Барикади на Хресті» (Тернопіль: Джура, 2009), «Набережна під скелями» (Житомир: Рута, 2012), «Barykady na Krzyżu» (Lublin, Warsztaty Kultury w Lublinie, 2014). Про автора: Невимовне. Життя і творчість Юрка Ґудзя: рецензії, статті, спогади, поезії, листи (Житомир: Братство Юрка Ґудзя, 2012).

неділя, 24 липня 2011 р.

«Символ шестидесятников»







«Символ шестидесятников»

У Евгения Концевича часто гостили Алла Горская, Иван Светличный, Васыль Стус, Иван Дзюба...

Людмила САЙКО

21 июля исполнился год с тех пор, как отошел в вечность «символ и легенда поколения шестидесятников» Евгений Концевич. Его имя ассоциируется не с писательской и не с переводческой сферой, где он, бесспорно, себя проявил. А, прежде всего, с мужественной, духовно сильной личностью — невзирая на все испытания, выпавшие на его долю, он всегда излучал оптимизм и любовь.

Родился в селе Млинище вблизи Житомира. Спасаясь от голода, семья переехала в Житомир. Переломным для будущего литератора стал 1952 год. Прыгнув в речку с обрыва, 17-летний Евгений повредил позвоночник и навсегда остался прикованным к постели. Как вспоминал позже Евгений Васильевич, именно несчастный случай и сделал его писателем. Ведь с детства он мечтал стать ветеринаром, потому что очень любил животных.

Судьба свела Евгения Концевича с украинским Гомером — Борисом Теном. Известный переводчик шедевров античной литературы заметил творческий талант и прекрасное чувство языка Евгения и посоветовал ему писать. К домику во 2-м Шевченковском переулке в Житомире, где писатель провел почти всю свою жизнь, часто приходили друзья и единомышленники. Здесь бывали Валерий и Анатолий Шевчуки, Иван, Леонида и Надежда Светличные, Вячеслав Чорновил, Алла Горская, Васыль Стус, Евген Сверстюк, Николай Плахотнюк, Нина Вирченко, Ирина Жиленко, Михайлина Коцюбинская, Иван Дзюба, Юрко Гудзь... Все гости расписывались... на рушнике. Идея «регистрировать» посетителей таким образом принадлежат Алле Горской и Надежде Светличной, которые первыми поставили свои подписи 6 сентября 1964 года. Последние автографы были сделаны незадолго до смерти писателя в 2010-м. Всего их насчитывается около 500.

Кто только не оставлял свою подпись на том рушнике!.. Кроме представителей искалеченного поколения «шестидесятников», многие современные литераторы, ученые, педагоги, музыканты, общественные деятели, журналисты. Как отметил Евгений Концевич в своем предисловии «Кое-что о рушнике», среди фамилий, вышитых по писаным автографам, как-то насчитали свыше двух десятков лауреатов Шевченковской премии, около десятка народных депутатов и почти столько же академиков. Правда, на то время, когда каждый из них расписывался, они еще не были ни лауреатами, ни академиками.

— Однажды рушник едва не попал в руки сотрудников КГБ, которые неоднократно делали в доме Евгения обыск, и был спасен его мамой, — рассказывает жена писателя Людмила КОНЦЕВИЧ, показывая оригинальную книгу-рушник — фотокопию большей части рушника.

— Сам рушник в настоящее время отдала вышивать, потому что остались не вышитыми последние подписи, — объяснила женщина. (На протяжении многих лет все подписи и пожелания гостей бережно вышивались цветными нитками...)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНЦЕВИЧА — ПАНАЦЕЯ ОТ ДУШЕВНЫХ «УВЕЧИЙ»

Евгений Концевич — один из самых ярких представителей житомирской школы прозы, мастер кратких повествовательных форм. Немного книг издано при жизни писателя, однако каждая из них занимает достойное место среди самых талантливых творений «шестидесятников» на украинском литературном олимпе.

НА ЭТОМ РУШНИКЕ ВИДНЫ АВТОГРАФЫ, В ЧАСТНОСТИ, ВЯЧЕСЛАВА ЧОРНОВИЛА, АЛЛЫ ГОРСКОЙ, АНАТОЛИЯ ШЕВЧУКА...

Дебютировал писатель с книгой рассказов «Дві криниці» в 1964 году, после этого «стараниями» советской власти на 20 лет исчез из публичной литературной жизни. Потому что отказался воспевать счастливую жизнь в стране, где все инакомыслящие «отдыхали» в концлагерях, сотрудничать с КГБ, «закладывать» друзей, большинство из которых были в списках «неблагонадежных».

Вторая книга рассказов «Йдучи вулицею» была опубликована лишь в 1985 году. Позже вышли мемуары о житомирском литературном круге «Тутешня кава» (2000 г.), сборник рассказов «Вона йшла усміхнена...» (2002 г.), книжка одного рассказа на двенадцати языках «Мамо, мамочко, прокинься» (2006 г.), сборник малой прозы «Голубині пастелі» (2009 г.) и итоговое издание творческого наследия Евгения Концевича — «Клекіт глухоти» (2010 г.).

В рассказах и новеллах Евгения Концевича привлекает тонкое понимание человеческой психологии, умение показать личную драму и даже трагедию, столкновение внутреннего мира «маленького человека» с внешним миром лжи, измен и коварства. В мире героев прозаика чувствуется балансирование на грани зла и добра, подлости и человечности, душевного очерствления и безграничной доброты.

Вряд ли кого-то оставит безразличным детское «прозрение» («Чому вона мовчить?»), непосильный груз горя («Вона йшла усміхнена...»), подлая мужская измена сквозь призму детского восприятия («Чужа радість»), бессилие и беспомощность физически ограниченного человека («Ложки») или одинокая старость («Його повезли в синій-синій «Волзі»)...

Творчество Евгения Концевича — это настоящий оберег, спасительный маяк в бурном жизненном океане для тех, кто запутался, потерялся или прибился не к тому берегу. Ведь здесь нет компромиссов, нет кривляний и перекручивания, а лишь достоинство, уважение, любовь и безграничная человечность. Это настоящая панацея от любых душевных «увечий» или извращений, которая будет полезной каждому украинцу в наше нестабильное время.

В 1999 году писатель стал лауреатом Всеукраинской премии в области литературы и искусств им. Ивана Огиенко, в 2005-ом награжден орденом «За мужество» ІІІ степени.

О Евгении Концевиче можно писать и писать, ведь для него сделано пока еще очень и очень мало. Как справедливо заметила Людмила Концевич, «жизнь Концевича — это большая мудрая книга, только никем еще не написанная».

К этому еще стоит добавить, что сразу после смерти Евгения Васильевича раздавались голословные обещания относительно мемориального дома-музея, наименование какой-то из житомирских улиц и школы. Однако уже через год весь энтузиазм куда-то подевался. И даже памятник на могиле писателя вдова возводила без чьей-либо помощи.

Хочется верить, что о Евгении Концевиче не забудут, что его произведения будут читать, что в Житомире будет и музей, и улица, и школа им. Евгения Концевича. А над 2-м Шевченковским переулком всегда будут летать такие любимые писателем голуби. Свободно, с силой расправив крылья, упиваясь голубизной неба...

Немає коментарів:

Дописати коментар